Развитие речи  детей 4-5 лет

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития речи и психических процессов детей 4-5 лет,

Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие речевых и неречевых психических функций у детей.

 

Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

Каковы же особенности речи детей пятого года жизни? В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным («большой-маленький», «сладкий-кислый») и близким (синонимы; «снег-снеговик-снежный-снежок) значениями, употребляют обобщающие слова («фрукты», «овощи», «игрушки», «мебель».) К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребёнок, составляет около 3000.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков («шапка» - «сапка», «жук» - «зук» и т.д.).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков ( [р], [л]), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с этим отмечаются особые чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Дошкольники овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые – прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – задачи, которые родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается семей, где есть дети с нарушением речевого развития.

 

Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет.

 

Расширение словарного запаса по лексическим темам.

1) Игра «Назови одним словом»

Задача: учить обобщению.

Взрослый.  Машина, кукла, мяч – это что?

Дети. Игрушки.

2) Упражнение «Кто быстрее»

Задача: учить классификации.

Взрослый. Какие игрушки вы знаете?

Дети. Кубик, пирамидка, мышка и т.д.

3) Упражнение «Подбери признак, подбери действие»

Задача: учить подбирать слова – определения, слова – действия.

Мяч (какой?) – резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, твёрдый, гладкий.

Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, пластмассовая.

Машина (какая?) – грузовая, красивая, большая, пластмассовая, разноцветная.

В магазине игрушки можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) – играть, мыть, отдавать, дарить, ремонтировать, убирать.

4) Упражнение «Скажи наоборот»

Задача: упражнять в подборе антонимов.

Мишка мягкий, а кубик твёрдый.

Грузовая машина тяжёлая, а мяч лёгкий.

Автобус новый, а ослик старый.

 

Развитие навыков словообразования.

1) Упражнение «Назови ласково»

Задача: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик.

Кукла – куколка.

Машина – машинка.

Пирамида – пирамидка.

Матрёшка – матрёшечка.

Коляска – колясочка.

Игрушка – игрушечка.

2) Упражнение «Из чего – какой?»

Задача: упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Автобус из металла (какой?) – металлический.

Мишка из плюша (какой?) – плюшевый.

Мячик из кожи (какой?) – кожаный.

Дом из пластмассы (какой?) – пластмассовый.

Ослик из резины (какой?) – резиновый.

Пирамидка из дерева (какая?) – деревянная.

Ведро из железа (какое?) – железное.

 

Развитие навыков словоизменения

1) Упражнение «Один – много»

Задача: упражнять детей в правильном употреблении существительных мн.ч., И.п.

Мяч – мячи.

Кукла – куклы.

Кубик – кубики.

Мишка – мишки.

Пирамида – пирамиды.

Матрёшка – матрёшки.

Флажок – флажки.

2) Упражнение «Считай и называй»

Дети считают предметы: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей». 

3) Упражнение «Закончи стихотворение»

Задачи: развивать фонематическое восприятие, чувство ритма, рифмы, подбирать нужное слово в конце стихотворной строки.

Взрослый начинает фразу, а дети заканчивают.

Положили в миску… (кашку).

Надевал пожарный… (каску).

Сладко спит в берлоге… (мишка).

На столе с салатом… (миска).

Имя нашей кошки… (Машка).

 

Развитие связной речи

1) Упражнение «Опиши игрушку»

Ребёнку демонстрируется картинка с изображением слона. Взрослый предлагает ребёнку описать его любимую игрушку.

Какой слон по цвету? (Слон серого цвета.)

Какой слон по размеру? (Слон большой.)

Назови части тела слона? (У слона есть голова, большие уши, хобот, туловищу, четыре ноги и хвост.)

Из чего сделан слон, из какого материала? (Слон сделан из пластмассы.)

Во что одет слон? (Слон одет в синий комбинезон, полосатые ботинки, красный свитер.)

Взрослый просит ребёнка повторить рассказ.

2) Упражнение «Расскажи по картинкам»

Ребёнку показывают сюжетную картинку. Взрослый предлагает послушать рассказ: «Ко дню рождения Вани папа решил сделать ему подарок. В выходной день папа и мальчик отправились в магазин игрушек. Там было много самых разных игр, машин и мишек. Но больше всего Ване понравился робот. Он был сделан из блестящих металлических деталей. Им можно было управлять, нажимая на кнопки пульта управления. Папа купил Ване в подарок робота.

Дома Ваня играл с роботом и всем показывал свою новую игрушку. Он был очень доволен подарком».

Беседа по сюжетной картинке:

-На какой праздник папа решил сделать Ване подарок?

-Куда ходили Ваня с папой?

-Какие игрушки были в магазине?

-Какая игрушка больше всего понравилась Ване?

-Из чего был сделан робот?

-Понравился ли Ване подарок?

Взрослый  читает рассказ ещё раз. Просит ребёнка рассказать по порядку, что было сначала, что потом и чем всё закончилось.